Новости - Новости судостроения



18.04.2024 - В Санкт-Петербурге прошел завершающий этап ледовых испытаний модели НЭС «Иван Фролов»

В ледовом бассейне Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) 17 апреля состоялся завершающий этап ледовых испытаний модели научно-экспедиционного судна (НЭС) «Иван Фролов».

«Это завершающий этап создания технического проекта. Необходимо провести модельные ледовые испытания, чтобы окончательно убедиться, какими ледокольными свойствами обладает судно «Иван Фролов», которое сейчас проектируется и строится на Адмиралтейских верфях», — сообщил директор ААНИИ Александр Макаров.

Целью испытаний является подтверждение одной из ключевых характеристик ледокольного судна — ледопроходимости. Испытания экспериментально подтверждают данные, полученные ранее расчетным путем в процессе технического проектирования. В ходе испытаний модель преодолела поле сплошного ровного льда, искусственно созданное в ледовом бассейне при температуре -18С.

«Испытания проводятся для того, чтобы подтвердить, что форма корпуса позволяет достигнуть требуемых характеристик. Мы несколько итераций сделали, варьируя форму корпуса, работая совместно с заводом и с проектным бюро, чтобы подобрать ту форму, которая будет соответствовать техническому заданию», — рассказал старший научный сотрудник отдела ледовых качеств судов ААНИИ Алексей Чернов. Руководитель института Александр Макаров добавил, что «результат есть, оптимальная форма судна достигнута».

Модельные испытания выполняются на заключительной стадии технического проектирования. «Сейчас мы на завершающей стадии технического проекта. Весь технический проект разработан и находится на рассмотрении и одобрении в Российском морском регистре судоходства. Запланировано, что в апреле мы закончим эту работу», — сообщил руководитель проекта АО «Адмиралтейские верфи» Андрей Юрьев. Он также подтвердил контрактные сроки сдачи судна в 2028 году.

Контракт на строительство научно-экспедиционного судна «Иван Фролов» был подписан 6 марта 2023 года между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и АО «Адмиралтейские верфи» (входит в ОСК). Судно войдет в состав флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института. «Иван Фролов» станет крупнейшим экспедиционным судном в мире и будет использоваться для обеспечения работы Российской антарктической экспедиции (РАЭ).

Основной функцией НЭС «Иван Фролов» станет обеспечение научно-экспедиционной деятельности в Арктике и Антарктике в интересах России. Планируется, что «Иван Фролов» сменит действующее НЭС «Академик Федоров», построенное в 1987 году.

«Иван Фролов» будет соответствовать классу Российского морского регистра судоходства (РС) Arc7. Длина судна составит почти 165 м, водоизмещение — около 25 тыс. тонн, дедвейт — около 9,2 тыс. тонн. НЭС рассчитано на размещение 240 человек, включая 70 человек экипажа и до 170 ученых и членов авиаотряда. В соответствии с назначением на борту может быть обустроено до 20 лабораторий для выполнения исследований от дна океана до стратосферы. На борту также предусмотрен вертолетный комплекс для двух вертолетов типов Ка-32, Ми-8 и Ми-38, вертолетная площадка и ангар, позволяющая принимать и обслуживать эти модели воздушных судов. Планируется, что судно будет построено в 2028 году и прослужит не менее 30 лет.

На текущий момент в состав научно-экспедиционного флота ААНИИ входят три судна: НЭС «Академик Федоров», НЭС «Академик Трешников» и НЭС ЛСП «Северный полюс» — плавучая обсерватория, способная до двух лет автономно дрейфовать в высоких широтах Северного Ледовитого океана, проводя геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования.

Закладка научно-экспедиционного судна (НЭС) «Иван Фролов» на Адмиралтейских верфях (входят в ОСК) должна состояться в первом квартале 2025 года. Об этом сообщил руководитель проекта АО «Адмиралтейские верфи» Андрей Юрьев по итогам проведения испытаний модели судна в ледовом бассейне Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) 17 апреля 2024 года.

«На сегодняшний день разработана рабочая конструкторская документация для изготовления 30 секций корпуса судна. Большая часть из них прошла резку и уже находится на этапе узловой сборки, несколько собраны в объем, две закладные секции в прошлом месяце предъявлены заказчику и Российскому морскому регистру судоходства. Вся документация технического проекта разработана и находится на финальной стадии рассмотрения Регистром, завершение процесса одобрения проекта и получение положительного заключения запланированы в апреле. В соответствии с контрактным графиком строительства, закладка НЭС «Иван Фролов» должна состояться в первом квартале следующего года, однако может быть реализована и раньше — это зависит от готовности к спуску очередного траулера, находящегося сейчас на северном стапеле», — сообщил Андрей Юрьев. Его цитату приводит пресс-служба ААНИИ.

По словам директора ААНИИ Александра Макарова, НЭС «Иван Фролов» будет работать во всех широтах, от Северного полюса до берегов Антарктиды. Главной его задачей станет обеспечение российских полярных станций, поэтому предусматривается техническая возможность выгрузки экспедиции на необорудованный берег. Новое судно сможет перевозить до 2,5 тыс. тонн грузов.

В конце 2022 года было подписано распоряжение правительства РФ о финансировании строительства НЭС «Иван Фролов» в 2023-2028 годах в размере 39,7 млрд рублей. В марте 2023 года Адмиралтейские верфи подписали с Росгидрометом госконтракт на постройку судна. Проектантом стало АО «Невское проектно-конструкторское бюро» («Невское ПКБ», входит в ОСК). Окончание строительства намечено на декабрь 2028 года. Судно сменит действующее НЭС «Академик Федоров», построенное в 1987 году.

НЭС «Иван Фролов» будет соответствовать классу Российского морского регистра судоходства Arc7. Длина судна составит почти 165 м, водоизмещение — около 25 тыс. тонн.