Новости



30.03.2009 - Война с пиратами проиграна - вчистую

Удар с флангов, или пиратский Сталинград. Пиратский флот выходит в океан. Военно-морского решения проблемы нет. Вижу только одну реальную силу. Нападение за 900 миль от берега. Возникла очевидная необходимость сделать нечто вроде анализа современного этапа развития сомалийского пиратства, потому что налицо четко определившиеся тенденции и новые угрозы. Прежде всего, факты. Если посмотреть на статистику последнего месяца, то она убедительно показывает, что пираты переместили центр своей активности в Индийский океан, и что количество нападений неуклонно, от недели к неделе, растет. Статистика последних 10 дней наиболее внушительна – 14 только зарегистрированных нападений, и всего 2 из них в Аденском заливе.

То есть еще осенью пропорция была как раз обратной – десятки нападений в Адене на единицы в Индийском океане, и ни одного – в Красном море. Удар с флангов, или пиратский Сталинград Наверное, о переносе активности в другие регионы и особенно на необозримые просторы Индийского океана можно было догадаться (я впрочем, писал, хотя также не ожидал, что все произойдет настолько быстро и масштабно) и ранее, но мало кто ожидал от сомалийских пиратов такой гибкости, такой готовности к переменам. Причем следует учесть, что военные в Аденском заливе, несмотря на численный рост, так и не смогли не только очистить акваторию от пиратов, но и гарантировать безопасный проход даже тем узким коридором, на которой все их силы и брошены. Эффективных методов борьбы с пиратской партизанщиной так и не выработано, плюс еще одна проблема, столь же далекая от разрешения или хотя бы попыток разрешения, как и в начале эпохи массовых засылок кораблей в залив – полнейшее нежелание политиков, да наверное и военных, объединить усилия, создать единые командование и штаб для всех кораблей всех стран, и действовать совместно. Какое-то броуновское беспорядочное движение при минимуме согласованности или обмена информацией. Но определенные успехи, конечно, налицо. Даже если взять последний случай захвата в Адене балкера Titan, то выясняется, что во многом виновны оператор балкера и капитан, они не только не стали ждать конвоя для проводки (это понятно, большинство судов конвоев и не ждет), но даже не зарегистрировали свой проход в Центре по обеспечению безопасности судоходства в заливе MSCHOA. Но все-таки, истинной оценки действий военных мы не знаем, потому что пираты очень быстро отреагировали на действия военных и просто-напросто вышли в открытый океан, перешли от тактики коротких «боевых походов» в Аден к тактике «дальних океанских походов», то есть переориентировались на другие районы поиска и захвата целей. Помнится, советские и российские адмиралы любили и любят называть мемуары о деятельности советского ВМФ такими громкостями, как «Флот выходит в океан», или там «В дальних походах и дальних морях» - ну вот, скоро такие мемуары начнут писать сомалийские пираты, потому что их флот вышел в океан. У пиратов был выбор, и они не преминули им воспользоваться. Если бы они не стали выходить в океан (согласно статистике последних месяцев) в массовом порядке, то кто его знает, что сейчас творилось бы в Адене, наверняка статистика действий военных была бы менее успешной. Военные и политики пошли по пути Гитлера и Сталинграда – нагнали в залив кучу кораблей, забыв об огромном поле для маневра – всем Индийском океане и еще одном поменьше – Красном море, и думая, что победа в заливе обеспечит и общую победу. А противник просто ушел с узкого ограниченного участка и нанес удар с флангов, причем с таких флангов, где даже подобие действий в заливе исключается из-за огромных размеров территории. Беззащитный океан Пути в Индийском океане можно грубо разделить на два: Малаккский пролив – Аденский залив, и еще один, также весьма оживленный, ведущий в страны Восточной Африки, либо в обход мыса Доброй Надежды далее в Атлантику. Оба открыты целиком и полностью, посмотрите на статистику нападений последних 20-ти дней и обратите внимание на удаление точек нападений от побережья Восточной Африки – 300 миль, 400, 500 и даже 900. Военных просто нехватит, если только они не соберут в Индийском все свои флота, чтобы прикрыть эти гигантские водные территории. А ведь пиратам, как они наконец поняли, незачем, если есть технические возможности выходить в океан, атаковывать суда, следующие в Суэц или из Суэца, именно в Аденском заливе. Лови их далеко в океане, кто тебе помешает? При это следует обязательно иметь в виду, что на переходе Индийским океаном по тем двум приблизительным основным маршрутам, которые я описал выше, суда пользуются так называемыми «рекомендованными курсами», то есть достаточно узкими коридорами, сложившимися исторически – это наиболее короткие пути с учетом требований безопасности мореплавания (таких например, как движение в одну сторону и противоположную), что еще более упрощает пиратам работу. В недавнем выступлении российского ВМФ в СМИ прозвучало намерение или пожелание вводит систему конвоев, проводки группы гражданских судов военными кораблями, по подобию конвоев 2-й мировой. К сожалению, военные как не понимали, так и не понимают рынка и экономики. Конвои тех лет были конвоями мировой войны с государственными перевозками в условиях военного времени и массовых потоплений транспортов с грузами противником, при следовании их даже в конвоях, не говоря про одиночные переходы. У нас вроде пока мир, а ожидание конвоев, формирование их, следование в конвое скоростью, ограниченной скоростью самого тихоходного судна, это сильнейший удар по судовладельцу, фрахтователю, грузоотправителю или грузополучателю. Это огромные убытки для мировой экономики, а в условиях современного кризиса – и очень высокая вероятность банкротства для малого или среднего судовладельца. Вот почему при уже действующей системе конвоев в Адене пользуются ими далеко не большинство. Не потому, что не боятся риска пиратского нападения, а потому, что риск огромных убытков куда больше. И это оправданно, потому что риск захвата судна пока, к счастью, остается пренебрежительно малым. Не будем забывать, что следование в составе конвоя отнюдь не гарантия того, что судно не будет захвачено. Пираты – не немецкие подводные лодки, их правовой статус так пока мировым сообществом и не определен, и военные в большинстве случаев не действуют «на поражение», да и чисто военно с ними бороться оказалось куда труднее, чем с подводными лодками, самолетами или эсминцами противника. Не для того строился большой противолодочный корабль, чтобы своей мощью гонять пиратскую мошкару, этих морских (теперь уже и океанских) воинов Чингис-хана, в больших количествах кружащих вокруг беспомощных стальных гигантов на своих юрких лошадках - шлюпках. Эффективно поразить пиратскую мошкару современный корабль может тольким одним – накрытием большой площади залповым огнем с полным истреблением на этой площади всего живого. А ведь там далеко не только пираты, но и стаи рыбаков. Кто потом за этих рыбаков ответит? Война с пиратами проиграна, вчистую Пираты уходят в океан, что реально смогут им противопоставить военные? Боюсь, крайне мало. Всякие спутниковые и авиа разведки мало что дадут в плане превентивности просто потому, что пиратский флот, это флот местных судов – например типа доу (это легендарный, исторический тип судов Индийского океана, он не изменился со времен Синдбада Морехода). Подавляющее большинство этих судов в регионе не регистрируется подобно обычным морским судам, и их огромное количество. Как определить, пираты на этом доу, рыбаки или мирные торговцы? Никак. Что делать, как патрулировать маршруты не в ограниченном Адене, а в большей части океана? Не будем забывать, что и уходить из Адена уже нельзя. Пиратам выйти в Аден, как горожанину собраться на дачу – вот он Аден, под боком. Чуть почувствуют слабину, тут же ринутся в залив. Конвои в океане на мой взгляд, и вовсе вещь нереальная, за разве что некоторыми исключениями, на поток это дело не поставишь. Не будем забывать и про ту угрозу, о которой я не устаю напоминать, про угрозу присоединения к сомалийским пиратам международной, настоящей преступности. Между прочим, от одного из бойцов подводного спецназа, побывавшего в Адене на боевом дежурстве, я узнал тревожную весть – они были в гостях на датском военном корабле, известном Absalom, и датчане сказали им, что некоторые из захваченных пиратов поведали о некоем «учебно-тренировочном центре» на территории Сомали, где пираты проходят «курс молодого пирата» так сказать, в течении 150 суток. Не удивлюсь, если в этом «центре» уже преподают залетные иностранные варяги. Кроме того, я полюбопытствал у спецназовцев, у «фрогманов», у самых подготовленных в мире для диверсионной деятельности в море людей – надо ли им оружие, чтобы справиться с пиратами, если они будут на борту обычного гражданского судна – в ответ сказали, что с сомалийцами справятся вручную, а вот когда я спросил, как они справятся с людьми более или менее подготовленными, ну хотя бы на уровне морпеха или полицейского развитой страны, ответ был – «без оружия никак». Каждый лишний день анархии в Сомали, позволяющей пиратству жить и процветать, увеличивает эту угрозу, которую лично я считаю страшнее, чем угроза от собственно сомалийского пиратства или терроризма, любопытствующие могут обратиться к статье «Из искры возгорится пламя - морское пиратство как глобальная угроза» http://www.odin.tc/GPublisher/articles/348--------------------------------------------------------------------.asp Какие я делаю выводы на сегодня, исходя из сложившейся ситуации? Прежде всего главный – война с пиратами на данном этапе вчистую мировым сообществом проиграна. Легко как говорится и непринужденно пираты ушли из залива, и ближайшие 2-3 месяца покажут, чем этот новый виток, новый разгул закончится или вернее, во что выльется. Военно-морского решения проблемы на данном этапе нет. Ограниченная морем война с пиратством проиграна и шансов на победу или даже заметные успехи нет, и что самое неприятное – их на данном этапе разобщенности стран, пославших в залив корабли, не существует даже теоретически, нет такой физической возможности. Что делать? Единственно возможное радикальное решение – навести порядок в стране. Лезть туда военным путем, даже если речь не о полной оккупации, а о создании сети фортов-баз вдоль побережья страны, никто не хочет. Ни мировое сообщество в целом, ни союзы всякие, ни отдельные страны. Но вот есть недавно избранный президент, в свое время в 2006-м возглавлявший умеренно исламистское движение Союз исламских судов, на короткое время пришедшее к власти и мгновенно искоренившее пиратство. Против него ополчилось радикальное исламистское движение Аль-Шабаб и публично поклялось воевать с ним до окончательной победы. Поддержать этих радикалов? Уверен, окажется себе дороже. Так может, поддержать президента и тех, кто за ним? Как можно скорее и всем, что ему требуется? Но даже в этом случае, не забудем про самопровозглашенную провинцию Пунтленд, где и власть есть, и пиратство хорошо себя чувствует, став одной из основных частей экономики и устройства общества. Одни сплошные вопросы без ответов, с будущим, плотно завешанным черным флагом с черепом и костями. Как минимум все-таки, необходимо найти опору и оказать ей всяческую помощь в самой Сомали, уж ладно пока Пунтленд. Борьба с пиратами на море должна продолжаться, пусть даже таким самым минимально эффективным способом набивания в Аден и видимо, далее в океан, кораблей различных стран. Без даже такого сдерживания уже просто не обойтись. Что могло бы резко или даже радикально повысить эффективность военно-морского противостояния пиратам? Да очевиднейшие, давно известные меры, то, что требуют сами военные: - юридическое обоснование их действий – определение пиратства и пиратов, применимость и допустимость тех или иных мер; - решение вопроса о суде и последующем наказании – чтобы любой пират знал, что если он будет схвачен, его ждут суд и тюремный срок, который придется отбывать; - единое командование всех сил в регионе, единый план, поиски и отработка наиболее действенных мер против пиратства. Пока этого не будет, будут толчея и бестолковка, борьба растопыренными пальцами, а не единым мощным кулаком мирового сообщества. Причем не будем забывать – достижение всех вышеперечисленных мер, эффективная совместная борьба, это задел на будущее. Мировое сообщество получит в руки оружие для противостояния в будущем аналогичным угрозам. Рекомендации судоходству Не знаю, как прочие, а я вижу только одну реальную силу, способную обеспечить гарантированную безопасность – охранные агентства и службы, состоящие из профессионалов, прежде всего морских спецназовцев. Я посмотрел, что эти люди могут, послушал их, поговорил с ними, и альтернативы не вижу, особенно с учетом присоединения к сомалийским пиратам международной преступности. Ближайшие или минимальные рекомендации судовладельцам – обеспечение минимума подготовки экипажей к отражению нападения при следовании судов во всей акватории северной части Индийского океана и Красном море, требование от экипажей повышенной бдительности в этой акватории, а не только в Аденском заливе. (см. Рекомендуемая практика по защите от пиратов для судов и судовладельцев http://www.odin.tc/GPublisher/articles/264-----------------------------------------------------------------------.asp ) Более дальние или максимальные рекомендации – обращение к вышеупомянутым агентствам и специалистам либо для обеспечения непосредственной охраны судна при прохождении опасным районом, либо для обучения плавсостава и ответственного за безопасность персонала компании. Да кстати и замечу – тем, кто считает, что у него есть такая необходимость, могу предоставить контакты такого рода агентств – их очень мало, но там действительно спецы, а не охранники магазинов. Обращайтесь. Чем закончить статью, какими словами, просто не знаю. Вроде все сказал, остальное покажет уже ближайшее, 2-3 месяца, будущее. Не знаю, если придумать какое-то новое техническое средство гарантировано безопасного для экипажа освобождения попавшего в плен к пиратам судна, то это наверное, радикально решило бы проблему, но его ведь пока нет. Приложение: сводки пиратских нападений 5-26 марта, зеленым выделены нападения в Аденском заливе, красным в Красном море, все остальное – Индийский океан. Сводка пиратских нападений 16-26 марта 26 марта в 07.45 Гринвич в 02:26S - 048:11E – 310 миль к юго-востоку от Могадишу Сомали Сомалийские пираты за хватили танкер-химовоз Bow Asir (валовая 14627, постройки 1982, флаг Багамы, оператор SALHUS SHIPPING AS Норвегия), и повели судно в одну из своих баз вдоль побережья Сомали. Экипаж 27 человек, 1 гражданин Норвегии (капитан), 19 граждан Филиппин, 5 граждан Польши, 1 гражданин России, 1 гражданин Литвы. 25.03.2009 0506 Гринвич в 07:55S - 046:52E 590 миль к востоку-юго-востоку от Могадишу, 430 миль к востоку от Дар эс Салам Пираты на двух лодках атаковали балкер с обоих бортов, капитан увеличил скорость и начал маневрировать. Пираты обстреляли судно, но высадиться не смогли и через некоторое время прекратили погоню. 25 марта в 13.16 местного времени в 01:42.53N - 053:41.92E, приблизительно в 370 милях к востоку-юго-востоку от Хобио, Сомали Сомалийские пираты захватили танкер-химовоз Nipayia (валовая 5357, постройки 1997, флаг Панама, оператор LOTUS SHIPPING Греция), экипаж 19 человек, судно ведут в одну из пиратских баз. Капитан судна – гражданин России. 25.03.2009 0730 Гринвич в 00:24.1N - 056:01.5E в 600 милях к востоку от Могадишу, Сомали Две лодки некоторое время преследовали научно-исследовательское судно, но не сумев сблизиться, прекратили погон и ушли. 23.03.2009 1740 местное время в 02:28N - 050:49E 212 миль от Могадишу, Сомали С сухогруза заметили пиратское судно-базу на расстоянии 6-7 миль, с базы спустили две шлюпки, с которых пираты атаковали сухогруз. Сблизившись с сухогрузом, пираты открыли по нему огонь. Но экипаж не растерялся, судно увеличили скорость и начало маневрировать, завели шланги, начали стрелять в сторону пиратов ракетами. Пираты не смогли высадиться на борт судна и через некоторое время прекратили погоню и ушли к базе. Сухогруз получил некоторые повреждения от стрельбы, из экипажа никто не пострадал. 22.03.2009 0840 Гринвич в 02:26.8S - 051:11.3E 433 мили к юго-востоку от Могадишу, Сомали Пираты атаковали контейнеровоз с двух лодок, обстреляли судно из автоматов и гранатомета, причин ему некоторые повреждения. Но маневром и скоростью капитан не дал пиратам сблизиться с судном, и атака сорвалась. Экипаж не пострадал. 22.03.2009 0940 Гринвич в 02:14S - 050:13E 380 миль к юго-востоку от Могадишу, Сомали Пираты с двух лодок атаковали балкер, обстреляв его из автоматов и гранатомета. Скоростью и маневром капитан не дал пиратам возможности подойти к борту и взобраться на судно, через некоторое время они прекратили погоню и ушли. Судно и экипаж не пострадали. 22.03.2009 1307 Гринвич в 02:46S - 052:11E 490 миль к юго-востоку от Могадишу, Сомали Пираты атаковали японский автомобилевоз Jasmine Ace (валовая 13038, постройки 1995, флаг Кайманы, владелец Mitsui OSK Lines Япония) – судно следовало в Момбаса Кения из Шарджах, ОАЭ с 377 бу автомобилей на борту. Атаку производили с двух лодок, автомобилевоз обстреляли из автоматов и гранатомета, причем огонь велся по настройке. Однако маневром и скоростью судну удалось уйти, от пиратского огня никто не пострадал, все спрятались в настройке, огнем выбито несколько иллюминаторов. Экипаж полностью филиппинский. 21.03.2009 0600 местное время в 04:11N - 050:25E 145 миль к востоку от побережья Сомали Пираты атаковали и захватили грузовое судно типа доу. Украли судовое имущество, деньги и вещи экипажа, после чего скрылись. Судно благополучно добралось до Могадишу, Сомали. Речь видимо идет о нападении на судно индийского судовладельца или оператора Al Rafiquei с экипажем 16 человек (если СМИ ничего не напутали). В базах данных такого судна нет, что неудивительно. Неудивительно и то, что его не стали захватывать – шло в Могадишу, может знали к кому и зачем, по знакомству пропустили. Но скорее всего, цель просто незавидная – пока с такого судовладельца что-то вытащишь, да и сколько он согласится заплатить? 20.03.2009 1002 местное время в 07:51.8S – 045:04.5E 580 миль юго-юго-восток от Могадишу, Сомали Пятеро пиратов на лодке начали преследовать сухогруз, погоня длилась около 30 минут, однако маневром и скоростью капитан не подпустил пиратов близко к борту, после чего они прекратили погоню. 19.03.2009 1430 Гринвич в 12:35N - 047:21E Аденский залив 6 пиратов на одной лодке, вооруженных АК и пистолетами, захватили балкер Titan (дедвейт 43214 тн, постройки 1983, флаг С.Винсент, оператор ALBAMAR SHIPPING Афины), слеодовавший с Черного моря в Азию с грузом металлопродукции. Экипаж 24 человека, граждане Греции, Филиппин, Румынии и один - Украины. При захвате по первым данным никто не пострадал. Балкер не входил в конвои, следовавшие Аденским заливом, и не регистрировался в Центре сил ЕС - Maritime Security Centre - Horn of Africa (MSCHOA), то есть следовал самостоятельно. 16.03.2009 1805 местное время в 12:33.4N – 43:25.5E Аденский залив Пираты с двух лодок атаковали балкер, зайдя с левого борта. Но скоростью и маневром капитан не дал им возможности сблизиться с судном. 25.03.2009 1210 Гринвич в 13:31N - 042:34E Красное море Балкер атакован пиратами с двух лодок, маневром и антипиратскими мерами высадку на судно удалось предотвратить, подробности неизвестны. Сводка пиратских нападений 7 – 13 марта 13.03.2009 0713 Гринвич в 07:11N - 058:50E около 540 миль от побережья Сомали Индийский океан Рыболовное судно начала преследовать шлюпка с 6 пиратами на борту, вооруженными автоматами. Судно увеличило скорость и начало маневрировать, не давай пиратам возможности подойти вплотную к борту для высадки. После ряда безуспешных попыток пираты прекратили погоню и ушли. 11.03.2009 0520 Гринвич в 13:16.5N – 049:44.3E Аденский залив С балкера заметили лодку в дрейфе на правом носовом курсовом угле, на дистанции 5 миль. Когда дистанция сократилась до 1.7 мили, на лодке дали ход и пошли навстречу балкеру. Судно увеличило скорость и начало маневрировать, капитан связался с военными и своей компанией. На помощь балкеру поспешили два военных корабля, поднятый с одного из них вертолет завис на пиратской лодкой. Пираты прекратили атаку и ушли. Лодка – белый корпус, деревянная мачта, 5-6 пиратов. 12.03.2009 2220 Гринвич в 04:02S – 046:33E 360 миль к юго-востоку от Могадишо, Индийский океан пираты атаковали и обстреляли северокорейский сухогруз Chong Chon Gang (валовая 9147, постройки 1977, флаг КНДР, оператор KOREA TONGHAE SHIPPING CO Пхеньян), обстрел велся из автоматов и гранатометов. Судно смогло оторваться от погони, однако один моряк получил ранение во время обстрела. Нападение осуществлялось с лодки, спущенной с борта судна-базы. 10.03.2009 0500 Гринвич в 08:06N – 059:11E 550 миль от побережья Сомали, Индийский океан Пираты атаковали балкер японского судовладельца в 550 милях от сомалийского побережья в Индийском океане, обстреляв его из автоматов. Однако скоростью и маневром судну удалось сорвать атаку и уйти от погони. 09.03.2009 1800 Гринвич в 08:02N - 058:45E 530 миль от побережья Сомали, Индийский океан Пираты на одной лодке атаковали балкер, обстреляв его из автоматов и гранатомета. Судну удалось оторваться от погони и не допустить высадки маневром и скоростью, никто не пострадал. 05.03.2009 0345 местное время в 07:56N – 065:28E около 900 миль от побережья Сомали, Индийский океан Вахтенный помощник балкера заметил по РЛС плавсредство в 9 милях по курсу с правого борта, плавсредство не несло ходовых огней, не имело AIS и не отвечало на запросы по УКВ. Приблизительно через 45 минут плавсредство направилось к балкеру, явно увеличив скорость. Балкер дал макс скорость и начал маневрировать, плавсредство некоторое время преследовало балкер, после чего отстало. Войтенко Михаил 29 марта 2009