Новости



17.04.2009 - Развитие инфраструктуры на морском и внутреннем водном транспорте РФ

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил в Госдуме РФ в рамках «правительственного часа» на тему «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по развитию инфраструктуры на морском и внутреннем водном транспорте Российской Федерации»

Уважаемые депутаты Государственной Думы! Важнейшим приоритетом транспортной политики Российской Федерации является формирование и развитие современной транспортной инфраструктуры, способной обеспечить ускоренное движение грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек, развитие промышленной и минерально-сырьевой базы и, в конечном итоге, создать условия для развития национальной экономики и укрепления позиций России на мировых рынках. Морской и речной транспорт, наряду с другими видами транспорта и инфраструктурными отраслями, обеспечивают базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей. Сегодня на предприятиях водного транспорта работает 240 тыс., из них на предприятиях, подведомственных «Росморречфлоту» - 140 тыс. чел. Выполняя значительную часть внешнеторговых перевозок, морской транспорт выступает также и в роли инструмента экономического и политического влияния России на международной арене. Роль внутреннего водного транспорта определяется географическим расположением внутренних водных путей. В регионах Крайнего Севера в условиях отсутствия железных и автодорог внутренний водный транспорт является жизнеобеспечивающим и осуществляет основные объемы перевозок грузов и пассажиров. В 2008 году на морском транспорте объем перевозок грузов составил 125,0% к уровню 2007 года (35,2 млн. т), а грузооборот - 130,1% (84,6 млрд. т-км). На внутреннем водном транспорте объем перевозок грузов составил 98,2% к уровню 2007 года (150,5 млн. т), грузооборот – 73,9% (63,6 млрд. т-км). Объем переработки грузов в морских портах возрос по сравнению с 2007 годом на 1,1% и достиг 454,6 млн. т, в том числе сухогрузов – 191,8 млн. т (103,6%), наливных грузов - 262,8 млн. т (99,4%). В навигацию 2008 года в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности перевезено 27,9 млн. тонн различных грузов (103,7% к уровню 2007 г.). В 2008 году проделана большая работа по формированию государственной транспортной политики на долгосрочный период, утверждены основные стратегические и программные документы: Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Принято 2 федеральных закона: «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года»; «О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции № 185)», обеспечивших присоединение Российской Федерации к Международным Конвенциям, регулирующим вопросы обеспечения экологической безопасности и выдачи удостоверений личности моряка. В 2008 году Министерство приступило к реализации принятого Государственной Думой в конце 2007 года закона «О морских портах», который является ключевым элементом обеспечения нормативного правового регулирования деятельности в морских портах России. Хочу еще раз поблагодарить Вас за принятие важнейшего для отрасли нормативного документа. Закон содержит значительное количество норм прямого действия. В соответствии с требованиями закона: произведены переназначения капитанов морских портов; завершён процесс создания единых администраций морских портов; утверждены новые ставки портовых сборов; активизировался процесс заключения долгосрочных (49 лет) договоров аренды недвижимого имущества в портах; проводится работа по установлению границ территорий и акваторий портов, реализуются другие нормы закона. В рамках работы по подготовке актов об установлении границ морских портов всеми организациями, осуществляющими деятельность в портах, проведена значительная работа по приведению земельных правоотношений в соответствие с требованиями земельного законодательства. В Министерстве собраны сведения по каждому земельному участку в портах. Результаты проделанной работы станут базовым материалом при подготовке схем территориального планирования всех уровней, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. При подготовке Федерального закона «О морских портах» неоднократно и на всех уровнях обсуждались положения о наделении Росморречфлота дополнительными полномочиями по управлению федеральной собственностью в морских портах. Проект соответствующего постановления, согласованный с Минэкономразвития России, внесен Минтрансом России в Правительство Российской Федерации. Основным инструментом развития инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта является реализация федеральных целевых программ – «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». За период с 2002 по 2008 год в портах введены в эксплуатацию дополнительные перегрузочные мощности на 247,2 млн. тонн, построено свыше 10,5 погонных км. причальных стенок, построено 125 транспортных судов суммарным дедвейтом 8,1 млн. тонн, осуществлены поставки 34 единиц флота государственного назначения. На указанные мероприятия затрачено 338,2 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 33,8 млрд. рублей. В 2009 году введены или будут введены в эксплуатацию: автомобильно-железнодорожный паромный комплекс и нефтеналивной терминал в порту Усть-Луга; комплекс для перевалки нефти в бухте Козьмино для транспортировки углеводородов по программе ВСТО; перегрузочный комплекс для сжиженного природного газа в порту Пригородное; угольный терминал в порту Ванино; Всего в 2009 году планируется построить перегрузочные комплексы мощностью 54 млн. тонн. Программой на 2009 г предусмотрен объем инвестиций из федерального бюджета – 16.9 млрд., при этом объем частных инвестиций составит – 79.3 млрд.руб. В рамках завершающейся в 2009 году ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» на морском транспорте будут построены и реконструированы перегрузочные комплексы в морских портах мощностью 305 млн. тонн. С 2010 года развитие морского транспорта будет осуществляться в соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в рамках подпрограмм «Морской транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг». Общий объем финансирования программных мероприятий будет на уровне 1 трлн. руб., в том числе из средств федерального бюджета - 368,2 млрд. рублей. Прирост производственных мощностей российских портов составит 454 млн. тонн. Основные мероприятия, предусмотренные Программой, направлены на создание перегрузочных мощностей по перевалке угля (порты Ванино, Высоцк, Тамань, Мурманск, Усть-Луга), наливных грузов (порты Усть-Луга, Мурманск), контейнерных грузов (порты Балтийск, Восточный, Новороссийск, Мурманск, Усть-Луга). Значительное число мероприятий Программы направлено на комплексное развитие транспортных узлов, где предусмотрено как развитие перегрузочных комплексов, так и развитие железнодорожных и автомобильных подходов к портам (Новороссийский, Мурманский, Находка-Восточный, Ростовский транспортные узлы). В результате реализации указанных программных мероприятий планируется обеспечить к концу 2015 г. перевалку грузов в объеме около 770 млн. тонн в год (в настоящее время 470 млн. тонн). Минтранс России в последние годы уделяет серьезное внимание развитию железнодорожно-паромного сообщения с целью развития сотрудничества в области транспорта, смешанных (комбинированных) перевозок между портами Российской Федерации и государствами балтийского, каспийского и черноморского регионов. Соответствующие международные соглашения предусматривают установление регулярного прямого железнодорожно-паромного сообщения через морские порты государств указанных регионов, а также определяют механизм совместного управления таким сообщением, предусматривают проведение согласованной тарифной политики. Заключены соглашения о паромном сообщении с Украиной (ноябрь 2004 г.), Грузией (январь 2005 г.), Казахстаном (октябрь 2006 г.), Болгарией (январь 2008 г.) и Туркменистаном (март 2009г.). Подготовлено к подписанию соглашение о паромном сообщении с Турцией (порты Кавказ – Самсун) (распоряжение Правительства РФ об одобрении соглашения от 24 декабря 2008 г. № 1969-р). В настоящее время идет организация железнодорожно-паромного сообщения с Болгарией. В настоящее время завершено строительство сооружений, обеспечивающих обслуживание каботажной паромной линии Усть-Луга – Балтийск. Серьезное внимание Минтранс России планирует уделять развитию Северного морского пути, являющегося исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике. В целях создания единого государственного органа, несущего ответственность за судоходство в Арктическом регионе и осуществление взаимодействия с другими федеральными структурами, предлагается создать ФГУ «Администрация Северного морского пути», организацию, которая будет осуществлять контроль за судоходством, проводкой судов и гидрографическим обеспечением на трассах Северного морского пути и будет наделена необходимыми полномочиями по защите интересов Российской Федерации в Арктике. Минтранс России перерабатывает существующие «Правила плавания по Северному морскому пути» применительно к новым реалиям. В целях совершенствования системы управления атомным ледокольным флотом в структуре Госкорпорации «Росатом» создан единый производственно-технологический комплекс для управления, эксплуатации, ремонта и технологического обслуживания атомного ледокольного флота в форме федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот». Для своевременной и безопасной транспортировки грузов в ледовых условиях на трассах Северного морского пути Федеральной целей программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрено строительство: атомного ледокола нового поколения мощностью 60 Мвт; трех линейных дизель-электрических ледокола мощностью 25 Мвт; объектов берегового базирования Бассейнового аварийно-спасательного управления для обеспечения безопасной стоянки действующего государственного аварийно-спасательного флота с размещением морских специализированных подразделений в местах постоянного базирования. В последние годы в России резко возрос объем перевозок нефти и нефтепродуктов морским транспортом. Введены в действие нефтяные терминалы Каспийского трубопроводного комплекса в порту Новороссийск, Балтийской трубопроводной системы в п. Приморск, терминалы в портах Высоцк, Де-Кастри, Варандей, Пригородное. Возрос грузооборот нефтепродуктов через порты Мурманск и Архангельск. Несмотря на экономический кризис, перевозка морским транспортом нефтеналивных грузов в январе-марте 2009 г. по отношению к 2008 г. возросла на 12,8 %. В результате по-прежнему остаются актуальными вопросы усиления требований безопасности по осуществлению перевозки и перевалки нефтеналивных грузов и повышения эффективности работ по ликвидации аварийных разливов нефти и осуществления поисковых и спасательных операций. Минтранс России в рамках подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» планирует строительство 37 современных спасательных судов. В целях повышения эффективности мер по комплексному развитию систем безопасности мореплавания и судоходства на расширенном заседании Коллегии Министерства транспорта Российской Федерации (28 ноября 2008 года) принято решение о разработке и создании Единой автоматизированной информационно-управляющей системы Росморречфлота (АСУ «МоРе»). Эта система будет представлять собой интегрированную систему информационного обеспечения, работающую в интересах мониторинга и государственного управления на морском и внутреннем водном транспорте и содействующую обеспечению безопасности мореплавания, судоходства и защите окружающей среды от загрязнения с судов. Кроме того, АСУ «МоРе» станет сегментом автоматизированной системы управления транспортным комплексом Российской Федерации (АСУ ТК РФ). В 2004 г. на 23 сессии, Ассамблея Международной морской организации (ИМО), специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН) в сфере безопасности мореплавания, охраны на море и предотвращения загрязнения морской среды, приняла резолюцию А.946(23), устанавливающую «Добровольную систему проверки государств-членов ИМО» и призывающую правительства выразить согласие на проведение такой проверки. В связи с тем, что указанной резолюцией Ассамблея рекомендовала Совету ИМО развивать Добровольную систему проверки таким образом, чтобы в будущем она могла бы стать обязательной, прохождение Аудита в добровольном порядке позволит Российской Федерации подтвердить свой статус великой морской державы, в полной мере выполняющей свои международные обязательства в области безопасности мореплавания, судоходства и защиты окружающей среды. Главной задачей Аудита является установление наличия политики Российской Федерации и соответствия практики Морской Администрации (функции которой в Российской Федерации осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации) требованиям международных конвенций, кодексов и иных стандартов ИМО. Учитывая то, что данная проблема затрагивает компетенцию нескольких ведомств, вопрос о подготовке к проведению в 2009 году Аудита Российской Федерации будет рассмотрен на заседании Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации 17 апреля. Важное место в деятельности Министерства занимает осуществление двусторонних отношений в области судоходства. Основная форма этой работы – подготовка и подписание двусторонних соглашений Российской Федерации в области морского транспорта и судоходства. На сегодняшний день действует 58 таких соглашений. В течение 2007 – 2008 гг. подготовлены и подписаны соглашения с Казахстаном и Литвой. Последнее соглашение создает правовую основу для плавания судов России и Литвы по внутренним водным путям в Калининградской области Российской Федерацией и в Литовской Республике в межгосударственном сообщении и плавания российских судов через водные пути Литовской Республики в Балтийское море и обратно. Это соглашение содержит положения иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, так как предусматривает плавание литовских судов по внутренним водным путям Калининградской области без получения разрешения Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 1 статьи 23 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. В этой связи соглашение подлежит ратификации. Соответствующий федеральный закон о ратификации внесен Правительством Российской Федерации 10 марта 2009 г. Сегодня этот законопроект планируется к рассмотрению на пленарном заседании Госдумы. Прошу поддержать. Кроме того, Минтрансом России осуществляется международное сотрудничество в рамках деятельности Межправительственных комиссий и двусторонних комиссий по судоходству. Во время проведения указанных мероприятий обсуждается самый широкий спектр вопросов, связанных с государственной политикой в области морского судоходства, развития портов и портовой инфраструктуры, сотрудничества в сфере внутреннего водного транспорта, обеспечения безопасности мореплавания и защиты окружающей природной среды. Уважаемые коллеги! Переходя к вопросу совершенствования инфраструктуры внутреннего водного транспорта, следует подчеркнуть, что в 2009 году Министерство приступает к реформированию системы управления внутренними водными путями. Минтрансом России завершена длившаяся более трех лет подготовка Концепции реформирования. Концепция устанавливает цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по развитию системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, конкретизирует роль государства в области регулирования данной деятельности с учетом принципов социальной ответственности государства по обеспечению транспортным обслуживанием населения и российской экономики. Концепция основана на необходимости развития управления на внутренних водных путях Российской Федерации в соответствии с возрастающими потребностями населения и экономики в перевозках. На сегодняшний день, на бассейновом уровне управление и содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляют 15 федеральных государственных учреждений – государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы», в составе которых функционируют 92 филиала, а также федеральное государственное учреждение «Речная администрация Московского бассейна». Сложившаяся в отрасли система управления внутренними водными путями не охватывает полный круг вопросов регулирования и развития транспортной инфраструктуры. В первую очередь, это совмещение функций государственного регулирования и предпринимательской (хозяйственной) деятельности в государственных бассейновых управлениях водных путей и судоходства. Систему управления внутренними водными путями и речными портами предлагается организовать на основе функционирования: федеральных государственных учреждений – администраций речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства – для реализации функций государственного регулирования на внутренних водных путях и в речных портах, федерального государственного унитарного предприятия с филиалами в бассейнах внутренних водных путей – для содержания имущества внутренних водных путей и работ на объектах инфраструктуры водного транспорта, содержания причальных и портовых сооружений, находящихся в федеральной собственности. Реализация Концепции позволит: 1. Обеспечить безопасность судоходства на внутренних водных путях, порядок и безопасность в речных портах 2. Оптимизировать функции федеральных органов исполнительной власти, разделив административно властные полномочия и предпринимательскую (хозяйственную) деятельность. 3.Осуществить комплексный подход к функционированию и развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты. 4. Привлечь дополнительное финансирование на содержание инфраструктуры из внебюджетных источников. 5. Обеспечить инвентаризацию, систематизацию федерального имущества (причалы, гидротехнические сооружения, акватории речных портов, рейдовые стоянки и пр.) и передачу его в специально создаваемое предприятие ФГУП «Росводпуть». Реконструкция гидротехнических сооружений и модернизация технического флота проводится в рамках подпрограммы «Внутренние водные пути» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Реконструкция велась на 43 объектах, по 19 объектам проводились проектно-изыскательские работы. На реализацию подпрограммы в 2008 году из федерального бюджета выделено 4,58 млрд. рублей (в 1,8 раза больше объема 2007 года). В июне 2008 года введена в эксплуатацию вторая нитка шлюза Кочетовского гидроузла на р. Дон. Завершение строительства второй нитки шлюза имеет особую экономическую и социальную значимость, способствует дальнейшему развитию экспортно-импортных перевозок по единой глубоководной системе (ЕГС), что усиливает ее значимость в целом и, особенно, на участке от Астрахани до Азовского моря. Кроме того, проведены работы по реконструкции объектов внутреннего водного транспорта Канала имени Москвы, Волго-Балтийского, Волго–Донского, Волжского ГБУВПиС. В 2009 г на внутренний водный транспорт планируется направить более 15 млрд 800 млн. рублей федерального бюджета, из них более 4 млрд – капитальные вложения и около 12 млрд – на текущее содержание. К основным задачам подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» относятся: устранение участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации; развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения; повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на основе обновления транспортного флота; обеспечение надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях. В рамках подпрограммы для повышения конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации предусмотрено обновление транспортного флота в количестве 97 единиц судов различного назначения и строительство специализированных портовых терминалов порта Азов с вводом причальных сооружений длиной 450 погонных метров На реализацию подпрограммы запланировано выделение 206,3 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 165 млрд. рублей. Характеризуя текущее состояние судоходного сектора в условиях начавшегося мирового экономического и финансового кризиса, следует обозначить основные направления, по которым возникают негативные явления. Резко снизились фрахтовые ставки на мировом рынке морских и речных перевозок как следствие общего сокращения объемов торговли на фоне сокращения производства. Снижение фрахтовых ставок затронуло все сегменты и основные направления перевозок грузов, в особенности рынок сухогрузного тоннажа. Возросли стоимость кредитования и трудность привлечения финансирования на реализацию инвестиционных программ по строительству нового флота и на осуществление деятельности в межнавигационный период по ремонту и подготовке флота к очередной навигации. Уменьшилась капитализация судоходных компаний и стоимость судов. Министерство осуществляет постоянный мониторинг финансово-экономической ситуации организаций морской и речной отрасли, разрабатывает предложения, направленные на обеспечение устойчивого функционирования организаций транспортного комплекса В Перечень включены 12 организаций морской и речной отрасли (ОАО «Ленское объединенное речное пароходство»; ОАО «Московское речное пароходство»; ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство»; ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство»; ОАО «Северо-западное пароходство»; ОАО «Совкомфлот»; ОАО «Дальневосточное морское пароходство»; ОАО «Мурманское морское пароходство»; ОАО «Новороссийский морской торговый порт»; ОАО «Ростовский порт»; ФГУП Росморпорт), финансово-экономическое состояние которых было рассмотрено специально созданной рабочей группой Минтранса России. Полагаем целесообразным совместно с заинтересованными ведомствами изучить возможность упрощения процедуры предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов. Особое внимание в современных условиях Минтранс уделяет поддержке образовательных учреждений водного транспортного комплекса. В 2004 г. в транспортном образовании в сфере морского и речного транспорта было 30 самостоятельных высших и средних учебных заведений. По согласованию с Министерством образования проведена работа по созданию 7 вертикально интегрированных образовательных комплексов – 3 на морском и 4 на водном транспорте. Сегодня в них одновременно обучается 59 тыс. студентов по всем формам обучения. Учебный процесс обеспечивают более 2 тыс. человек профессорско-преподавательского состава. В целях снижения кризисных явлений на способность оплачивать обучение, проведен анализ возможности перевода части студентов транспортных вузов с платной на бюджетную форму обучения. В качестве меры материальной поддержки, а также в целях повышения престижа и привлекательности транспортного образования и развития научно-исследовательской деятельности, в образовательных учреждениях транспортного комплекса назначены: стипендии Президента Российской Федерации; стипендии Правительства Российской Федерации; отраслевые стипендии; Значительную помощь в подготовке специалистов оказывают предприятия транспортного комплекса. Уважаемые коллеги! 2009 год - не обычный для транспортников. Это год не только новых экономических условий, но и год 200-летия единого органа государственного управления на транспорте и создания транспортного образования. Решение об учреждении Управления водяными и сухопутными сообщениями и создании первого высшего транспортного учебного заведения – Института корпуса инженеров путей сообщения было объявлено в Манифесте Императора Александра Первого 20 ноября 1809 года. По данному событию Правительством Российской Федерации принято соответствующее распоряжение. В его развитие образован организационный комитет и принята Программа мероприятий, посвященная юбилею. Приглашаю представителей законодательной власти к участию в запланированных мероприятиях. Министерство транспорта Российской Федерации благодарит депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации за то большое внимание, которое уделяется законодательному регулированию вопросов развития транспортного комплекса. Благодарю за внимание. Минтранс